Interco Super Swamper TSL Bogger – болотник. На сегодняшний день это непревзойденная по своим качествам резина для бездорожья! Основная стихия этих покрышек – ковровые, торфяные болота, глинистые и черноземные почвы, горная местность. Но лучшего всего, Bogger зарекомендовал себя именно в болотах.
Спутать след от Bogger(а) с другими протекторами не возможно! Его рисунок уникален и таких больше нет! Для большинства джиперов, рисунок протектора Bogger(а) стал неким символом, ассоциирующимся с тяжелым бездорожьем.Мой тернистый путь по следам Bogger(а)
Каких-то пять лет назад, подбирая новую резину на своего 4Раннера, я даже не догадывался о существовании внедорожной резины от компании Interco Tire Corporation.
Прогуливаясь по гламурным Интернет магазинам, торгующим автомобильной резиной, я внимательно рассматривал разные звездочки, баллы, процентные соотношения грязь-асфальт, которыми продавцы умело пудрили мозг «не продвинутым» покупателям. Признаться честно, я и сам был тогда одним из тех покупателей, которые ничего не понимали в конструкции покрышек, рисунках протекторов и их предназначения. Поэтому, так же как все, я искал для себя легкие ответы, выраженные в звездочках. Помню, что даже побоялся покупать резину с индексом 50/50 (грязь-асфальт), думая, что это какая то злобная резина для отчаянных парней, которым все равно где ехать, что по болоту, что по асфальту, а о резине с индексом 80/20 я вообще думать боялся. На тот момент, отчаянным парнем я себя не считал, т.к. дикое бездорожье, в моем понимании, начиналось и заканчивалось в колее оставленной гражданским УАЗиком.
В итоге для 4Раннера была приобретена резина с индексом 30/70 (грязь-асфальт).
В то время я не понимал людей, которые ездят на какие то соревнования, пачкаются, ползая в болотах. «Им же потом, сколько машину надо мыть!» (с). Считал их увлечение, достойным внимания врачей психиатрической лечебницы.
Буквально спустя несколько дней, после приобретения новых колес для 4Раннера, я с одним таким «кадром» встретился на дороге. Ну там, слово за слово, поболтали на счет машин. Затем, речь плавно перетекла в обсуждение колес. Мой знакомый посмотрел на мои натертые силиконом покрышки и сказал: «Ниче так колесики. Наверно денег отдал? Вот правда ехать они будут до первой лужи…» (с). Помню что я тогда так напрягся, мол он ничего не понимает, у меня же индекс 30/70! На что мой собеседник развел руками и сказал что рано или поздно я сам все пойму. Так и получилось, я застревал везде и буквально на ровном месте. В то время, у меня не укладывалось в голове, почему джип с полным приводом может стоять колом, на мокрой траве. Почему резина забивается грязью и почему она после этого не едет. Почему я, на мощном Японо-Джипе, не могу после дождя заехать на холмик туда, куда дохленький и чхающий УАЗик закатывается без проблем. В общем, сплошные почему да как… Окончательно я понял, что так дальше жить нельзя, когда ухитрился в лесу (вдали от дома) проткнуть сразу три колеса. После того случая, с лесными покатухами я завязал года на два.
Историческая справка.
История компании Interco Tire Corporation началась с далекого послевоенного 1947 года. Основателем компании стал прадед нынешнего президента компании. Начало деятельности компании, началось с продажи семейного дома и приобретения двух розничных магазинов по продаже автомобильной резины.
Как производитель автомобильной резины, компания Interco Tire Corporation заявила о себе в 1968 году, разработав покрышки 78 серии для легких грузовиков и пикапов, которые послужили началом эволюции покрышек для данного транспорта, выпускаемых и по сей день.
Шинная корпорация Interco, которая базируется в Луизиане, уже три поколения является лидером в разработке высококачественных покрышек, используемых на легких грузовиках и внедорожниках.
Компания Interco сегодня.
На сегодняшний день, динамично развивающаяся компания Interco, является единственной частной компанией в шинной индустрии.
Имена: «Swamper», «Super Swamper», «Thornbird», «SSR», «Bogger», «Narrow S.S.», «IROK», «TSL Vampire», «M&H Racmaster», «TERAFLEX-MOTOSTEEL» - являются торговыми марками компании Interco Tire Corporation.
Bogger - Первая встреча или три года спустя.
Первый раз с продукцией компании Interco Tire Corporation я познакомился 2007 году, в магазине компании «Лайерт», когда подбирал резину для автопробега «Москва-Алтай». В то время, я делал первые шаги в внедорожный мир и планировал приобрести себе свои первые зубастые колеса. Увидев впервые покрышки TSL, Bogger и LTB, от компании Interco, я впал в ступор. Внимательно рассматривая рисунки протекторов колес диаметром под 34-38 Дюймов, я тогда вообще не понимал для каких целей и какого транспорта они предназначены. На вид резина для тракторов, но вот что она делала на стеллаже, рядом с покрышками для легковых автомобилей, на ум тогда не приходило. Помню, долго и внимательно вглядывался в протекторы этих монстров, сравнивая с рядом стоящими колесиками, которые до того момента считались мной зубастыми. Спустя пятнадцать минут жаркой мозговой деятельности, которая так ни к чему не привела, я набрался смелости спросить у мимо пробегающего продавца-консультанта по поводу заинтересовавших меня покрышек. На что мне продавец ответил легко и не принужденно: «Да эти колеса для джиперов. Ну, там по грязьке покататься…». А на какой же тогда технике, наши нынешние джиперы катаются по грязьке, да на таких лаптях? (спросил я). На что мне ответили: «А на всякой технике: УАЗики, Тайоты там всякие, Лендроверы и т.п.». Если честно, тогда я подумал, что меня разыгрывают, т.к. с трудом представлял себе УАЗика на колесах диаметром под метр. Впервые, УАЗ на таких «Монстрячих» колесах, я увидел на Фестивале «Алтай 2007». Именно там, и я попробовал первый раз принять участие в внедорожных соревнованиях, после чего стал одним из тех, для кого прогулка по болотам стала частью жизни.
Признаюсь честно, моя эволюция Джипера, от использования лысых шоссейных покрышек и до конечной остановки, использования продукции компании Interco Tire Corporation, безусловно, потребовала какого то времени. Обувшись в резину класса MUD, на протяжении трех лет я отталкивал от себя мысли, что мне нужен Bogger. Но как показала практика, там где любая грязевая резина для «гражданских» внедорожников с индексом 20/80 (асфальт-грязь) замыливалась и была бессильна, Bogger ехал без проблем. Опять же я не мог не отметить для себя и такого факта, что подавляющее большинство спортсменов по Трофи рейдам участвовали в соревнованиях именно на Bogger(ах). Помнется мне, как я задал вопрос одному экипажу, который удачно выступал в Чемпионате России по Трофи рейдам. «Какая внедорожная резина может быть лучше Богера?» (с). На что мне ответили достаточно просто: «Лучше Богера, может быть только новый, порезанный Богер и большего размера» (с).
Раз уж я заикнулся о порезанном Богере, постараюсь пояснить, о чем идет речь.
Порезанным Богером в кругу Джиперов называют покрышки, у которых видоизменен рисунок протектора. Лично я объективно не берусь судить о том, на сколько эта процедура положительно сказывается на проходимости резины как таковой.
На ниже приведенной картинке вы сможете увидеть наиболее распространенную резку протектора покрышек Super Swamper Bogger.
Если вы внимательно посмотрите на покрышки впереди стоящего, зеленого прототипа, вы заметите, что все мелкие шашки протектора (через одну шашку) у Богера удалены. Со слов матерых Джиперов, подобное решение позволяет серьезно улучшить характеристики Bogger(а) по проходимости. В таком варианте увеличивается расстояние между шашками протектора и Богер практически не замыливается (не забивается грязью). По всей видимости, в связи с тем, что мы уменьшаем пятно контакта протектора, на скользких глинистых почвах, на крутых подъемах, мы получаем более стабильное сцепление с грунтом.
Рассмотрим еще один вариант фигурной резки Super Swamper Bogger.На этом прототипе можно лицезреть другой вариант полета технической мысли спортсменов – Трофистов. Подобное решение фигурной резки протектора в Трофи-Рейдах встречался на моем веку крайне редко. Обычно подобный протектор режут на Bogger(е) для участия в Триалах. Кстати, эта фотография была сделана на одном из этопов Чемпионата России по Тралу. В Триале от резины требуются хорошие сцепные качества в основном на камнях и твердых грунтах.
Вернемся еще раз ко второму варианту резки Богера.
Со слов Интернет сообществ, подобное решение резки протектора покрышек Super Swamper Bogger, якобы, практически полностью устраняет его основной недостаток – боковое скольжение на склонах, когда автомобиль двигается перпендикулярно склону. Проверить подобное утверждение на своем опыте мне пока не удалось.
А вот еще одно решение по фигурной резке Super Swamper Bogger, от наших иностранных коллег Джиперов.
Подобные расписные кружева, нанесенные «Болгаркой» на шашки протектора, естественно, никак не повлияют на работу Богера в мягких грунтах и болотах. Потобное решение сделано исключительно для скалолазания. Мягкие шашки протектора, пропиленные Болгаркой, будут лучше цепляться за выступающие части камней.
Стоит отметить, что любые варианты фигурной резки протектора покрышек Super Swamper Bogger, серьезно сокращают срок службы. Но, как я понимаю, для спортсменов-профессионалов – это не проблема.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что параллельно росту нашего внедорожного мастерства – растут в размерах покрышки и меняется конфигурация грунтозацепов.
Таким образом, спустя три года моей активной деятельности в Трофи, я эволюционировал из класса Стандарт (автомобили без тех. изменений на резине штатных заводских размеров) в класс ТР1 (автомобили с минимальными тех. изменениями на резине до 33 Дюймов). Естественно в качестве тапочек у нашего боевого автомобиля появилось два комплекта внедорожной резины от компании Interco Tire Corporation (Super Swamper Bogger и Super Swamper TSL).
О возможностях Bogger(а) я знал не понаслышке. Мне доводилось несколько раз участвовать в соревнованиях в качестве штурмана на автомобилях обутых в эту резину. Безусловно, у этих покрышек были свои плюсы и минусы, но когда речь зашла о приобретении для нашего нового боевого проходимца резины, на которой мы планировали участвовать в крупных соревнованиях по Трофи-рейдам, выбор был очевиден - Interco Bogger…
Так уж получилось, что в безумной гонке по подготовке нашего нового боевого проходимца к открытию вендорожного сезона 2010, мы совсем забыли о покрышках. Меньше чем за месяц, до первого соревнования мы вспомнили, что ехать то нам не на чем. А ведь и вправду, весной взять Bogger(а), в достаточно распространенном размере (33 Дюйма), это действительно проблема. Как не крути, а дорожка нас вновь привела в компанию «Лайерт». Нам повезло, в закромах компании «Лайерт» нам нашли резину нужного размера, не смотря на дефицит и по достаточно гуманной цене. В результате, учитывая специфику нашего нового боевого автомобиля Jeep Wrangler, мы стали счастливыми владельцами Super Swamper Bogger размером 33х10.5R16. Возможно, кто-то задаст вопрос: «А почему для Трофей диски 16 дюймов, а скажем не 15ть? По идее на 15-х дисках резина лучше плющится». Дело в том, что наш автомобиль достаточно мощный. Как не крути, а объем двигателя 4 Литра и мощность под 200 лошадей, сорвут стравленную покрышку с диска легко и не принужденно. Да и к тому же, при весе до 1.5 тонн, разница пятна контакта 15ти или 16 Дюймовых покрышек не так критична, нежили разбортировка колес. Не могу не затронуть и финансовую составляющую. По не понятным для меня причинам, Bogger в размере 33х10.5R16 стоит значительно дешевле, чем в размере 33х10.5R15. Подобный факт для многих джиперов может стать решающим! Не дорогих дисков диаметром 16 Дюмов, например таких как LF Dick, на нашем рынке в избытке.
В итоге, можно собрать достаточно недорогой, грозный внедорожный комплект, что мы и сделали. К сожалению, для нашего автомобиля не нашлось дисков LF Dick, с нужными посадочными отверстиями. Поэтому, нам пришлось довольствоваться тяжелыми штампованными металлическими дисками. У владельцев УАЗов и Японских внедорожников подобных проблем с дисками LF Dick не возникнет.
Шиномонтаж покрышек Super Swamper Bogger.
Ну, это просто песня!!!
Вернувшись домой из магазина компании «Лайерт», с долгожданным комплектом «Богеров», я незамедлительно принялся готовиться к операции «шиномонтаж». Если честно, на том шиномонтаже, куда я планировал подъехать, меня немного побаивались. Каждое мое появление для работников шиномонтажа сопровождалось тяжелыми физическими нагрузками. Ну кто из нас не прогуливал в школе уроки физкультуры! Вот и на этом шиномонтаже при виде подъезжающего боевого Оленя, работники то и дело пытались сбежать с работы под предлогом обеда или внезапных болезней, предусмотрительно оставив номер мобильного телефона. По телефону ребята очень радовались моему звонку, невзначай спрашивали, что за колеса я собирался у них собрать и потом принимали решение появиться или нет. )))) Я эту тему давно просек и в этот раз даже разработал план стремительной атаки, чтобы пресечь возможный побег живой силы. На подъездах к гаражному кооперативу, я предусмотрительно спрятал боевого Оленя в плотной растительности, с солнечной стороны и начал наблюдать за шиномонтажом. Ждать пришлось не долго. Потерявшие бдительность работники вышли на крыльцо, покурили, позевали, тем самым, показывая, что жизнь у них удалась и они прекрасно себя чувствуют. Вот тут то они и попались! Когда боевой Олень залетел на площадку шиномонтажа, сбежать работникам не удалось!
Увидев в багажном отсеке, какие им предстояло собрать колеса, работники шиномонтажа явно не обрадовались, но дать «заднюю» они уже не могли. Я предусмотрительно спросил у них в момент моего последнего посещения о том, какой максимальный размер колес они могли собрать на своем монтажном станке. Мой размерчик еще проходил!
Этот визит со сборкой Bogger(а) побил все рекорды посещаемости зеваками скромного, подмосковного шиномонтажа. Возможно, о нем в гаражном кооперативе сложат легенды! Почему, расскажу ниже.
И так, при сборке боевого комплекта Super Swamper Bogger для соревнований, у меня стояла следующая задача. Т.к. мы не планировали использовать этот комплект на дорогах общего пользования, балансировать колеса в планы не входило. Да и бессмысленно это. Чтобы отбалансировать Bogger(а) потребуется около полукилограмма балансировочных грузиков. Опять же, учитывая тот факт, что на мягких грунтах его придется спускать в нули, была вероятность проворачивания покрышки, а тут все титанические усилия по балансировке пойдут коту под хвост. В этот раз у меня была другая задача, попробовать приклеить покрышки к диску на герметик. Подобное решение должно было помочь избежать возможной разбортировки колес на низких давлениях. Безусловно, приклеивание покрышки к диску это не сто процентная гарантия от разбортировки. Для этого существуют другие, механические устройства, которые к сожалению в нашем классе ТР1 запрещены.
Что касается приклеивания покрышки к диску. Достаточно часто, я наблюдал на авторитетных внедорожных форумах «ветки», посвященные подобной проблеме. Некоторые форумчане, считающие себя «матерыми джиперами», предлагали, как они считали, кардинальный способ фиксации покрышки на колесном диске. Их предложение сводилось к банальному приклеиванию покрышки к диску при помощи клея «88-й» и ему подобных, говоря о том, что это дешево и сердито. Имея некоторый опыт работы с подобными клеями, я сразу отмел подобный вариант. Дело в том, что все клея (если они не специализированные), при высыхании дают серьезную усадку. Максимальные сцепные свойства, клея имеют на минимальной толщине клеевой пленки. А если диск немного забитый? Скажу больше, сам по себе клей «Момент» или ему подобный «88-й» клей, очень не любят находиться в агрессивных средах и не любят большие перепады температур. А теперь представьте себе автомобильное колесо. Оно греется? В воде плавает? На морозе морозится? Ударным нагрузкам подвергается? Скажу больше, на низких давлениях, покрышка гуляет от обода к ободу как хочет. Все вышеперечисленные факторы – для клея «Момент» и его подобным – смерть! Покрышка отстрелится от диска легко и непринужденно. Есть еще одна неприятная вещь. Т.к. клей сам по себе со временем «дубеет» и может отстрелиться неравномерно, при установке покрышки в рабочее состояние могут возникнуть проблемы с герметичностью мест контакта покрышки и колесного диска. Кто нибудь пробовал отскоблить «задубевший» «88-й» клей от окрашенного метала? Скажу занятие это не веселое. И самое главное, что подобную процедуру можно будет провезти только в том случае, когда покрышка будет полностью снята с колесного диска. В поле «шкрябать» ножичком придется долго…
Решение подобной проблемы есть - шинные герметики. После некоторого статистического опроса среди работников шиномонтажов, герметики отечественного производства пришлось откинуть. После нескольких дней поиска в сети Интернет и автомагазинах, нужный герметик был найден!
Шинный герметик от немецкой компании REMA-Tip-Top. Этот герметик позволяет герметизировать щели между покрышкой и колесным диском толщиной до 2 мм. Остается эластичным и позволяет забортировать колесо без удаления старого слоя. Цена вопроса – около 500 рублей за 1 Литр!
Перед нанесением герметика на поверхность покрышки, желательно оттереть от анти-адгезионной смазки, которая используется при отливании протектора. Оттирается и обезжиривается все бензином. Да, не забываем обезжирить и поверхность диска в мете контакта с покрышкой.
В принципе методика приклеивания шины понятна, она хорошо отображена на картинке, нанесенной на банку с герметиком. Осталось только испытать его сцепные качества в боевых условиях.
Вернемся в помещение маленького подмосковного шиномонтажа, который не видел до последнего момента «монстрючих» колес по имени «Болотник». А здесь развернулась ожесточенная борьба с натягиванием боковин Bogger(а) на бортики колесного диска! Ну всем хорош «Болотник»! У него замечательные жесткие и крепкие боковины, которые не боятся боковых порезов и проколов! Но, натянуть новый, не размятый Bogger на колесный диск, оказалось серьезной проблемой. Возможно, у наших дисков слишком высокие внутренние бортики. Два колеса мы натягивали на диски втроем. Чтобы резина поплотней прилегала к ободу диска, мы закачивали в покрышку давление в три атмосферы. Другие две покрышки продолжали сопротивление и отказывались натягиваться на диск. Третье колесо, спустя пол часа, чудом, мы все-таки на диск натянули. Ну и на последок, четвертое колесо, ни в какую не сдавалось. Были моменты, когда мы тянули верхнюю боковину покрышки (внутреннюю боковину мы предварительно забили при помощи мотажки и кувалды, чтобы натянуть ее на бортик) и в этот момент под нами начинал проворачиваться монтажный станок со станиной. )) В итоге прыгали мы вокруг четвертого колеса около часа и безрезультатно. На очередном перекуре, мы приняли кардинальное решение – взрывать!
Для подрыва покрышки, чтобы она натянулась на бортики колесного диска, нам понадобится бензин. В принципе, для подобной процедуры можно использовать и аэрозольный баллон « Быстрый пуск» (на основе эфиров), но матерые шиномонтажники предпочитают бензин. Для подрыва покрышки размером 33х10.5R16 нам потребовалось сто миллилитров бензина.
Принцип бортировки покрышки при помощи бензина.
Берем от пятидесяти до ста миллилитров бензина. Заливаем его в полость покрышки (через щель между боковиной резины и диска). Потом проворачиваем колесо, чтобы бензин равномерно распределился по внутренней полости покрышки (в этом случае, бензин будет равномерно испаряться внутри покрышки). ВНИМАНИЕ! ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОДЖИГАТЬ БЕНЗИН, УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТОБЫ ЗОЛОТНИК ИЗ СОСКА (штука через которую надувают колесо) БЫЛ ВЫКРУЧЕН. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ, ПРИ ВОСПЛАМЕНЕНИИ БЕНЗИНА И ВОЗНИКНОВЕНИИ ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ, СОСОК МОЖЕТ ВЫРВАТЬ! Итак, бензин у нас начал испаряться. Ждем минуту-полторы. Поджигаем заведомо приготовленный маленький факел. Подкидываем его на поверхность покрышки с безопасного расстояния. Затем происходит «БУМ» и боковина запрыгивает на бортик колесного диска. Избыточное давление у нас предусмотрительно стравливается через сосок с выкрученным и удаленным золотником.
Воспламенение бензина прекратится само собой, как только произойдет «БУМ» и прекратится поступление кислорода через щели между боковин покрышки и колесного диска. Напоминаю, что подобная операция НЕ БЕЗОПАСНА! Но, у нас небыло другого выхода, кроме как установить внутрь колеса камеру. Для тех, кому страшно и с ними нет рядом опытных подрывников покрышек, может поступить именно так – вложить на время камеру в покрышку. Когда боковина разомнется (достаточно будет прокатиться на колесах пару десятков километров по грунтовым дорогам, при давлении в районе одной атмосферы), камеру можно будет извлечь.
После подрыва, мы занесли колесо обратно в помещение шиномонтажа и накачали до нужного давления.
На этом, сборка комплекта колес на покрышках Super Swamper Bogger завершилась успешно!
Эксплуатация покрышек Interco Super Swamper Bogger в боевых условиях.
Первые наши часы езды на Bogger(е) по Тверским болотам назвать выдающимися нельзя. Мы беспомощно зарывались везде! В болотинах, на песчаных подъемах, в колеях – мы сразу садились на мосты или брюхо и без вариантов. )) Безусловно, нас выручала лебедка. Но нельзя же везде ездить на одной лебедке!
Причина нашей неудачной езды крылась:
Первое – в не правильно выбранном давление в шинах. По неопытности и первый раз, мы не знали, на сколько можно сдувать давление в колесах, чтобы они сразу не разбортировались. Для начала мы пытались ехать на давлении в одну Атмосферу. Сразу скажу – бессмысленное занятие. На таких давлениях и относительно легком автомобиле вы не получите от Bogger(а) желаемого результата! Он замыливается, зарывается и превращает вашу езду в адское рубилово.
Второе- т.к. у нас была достаточно мощная машина, мы не сразу поняли, как нужно работать с педалью газа. Чуть перегазовал – разматывай лебедку!
Третье- выход из колеи и перепрыгивание через бревна. При выходе из колеи и перепрыгивая через бревна мы постоянно давили на газ. В итоге, пока мы не воспользовались помощью лебедки, выбраться нам не удавалось.
По итогам прохождения трассы мы проанализировали наши ошибки и повадки Bogger(а).
На последующих соревнованиях, наша манера вождения кардинально изменилась, что привело к положительным результатам.
Итак, несколько советов из нашего, пусть пока маленького опыта для езды на Super Swamper Bogger.
Быть крайне внимательными при езде по склонам или оврагам! На скользком суглинке, Bogger так и норовит сползти боком вниз склона. При спуске выставлять машину четко в сторону спуска и спускаться в натяг на трансмиссии. По возможности, как можно меньше работайте педалью тормоза. Не допускайте блокировки колес. В противном случае, от сползания или полета вниз, Bogger вас уже не спасет! При подъеме если машина начинает сползать, не стесняйтесь работать газом, при этом выставить передние колеса в сторону подъема. Перед началом атаки крутого подъема, даже если у вас достаточно мощный двигатель, не забудьте подключить пониженный ряд раздаточной коробки. Она вам может серьезно помочь. В любом случае, если тяга у двигателя есть - Bogger либо залезет на подъем, либо зароется. Обе эти вещи он делает, пожалуй, лучше всех. )))
Оптимальное давление в Super Swamper Bogger мы для себя определили опытным путем. На сегодняшний момент, если речь не идет о движении по ковровым болотам, штатное давление в колесах нашего боевого автомобиля составляет 0.6 Атм. – перед и 0.4 Атм. – зад. Статистику езды на таком давлении опишу чуть ниже.
Выход из колеи и движение через бревна. Благодаря развитым (выступающим) грунтазацепам, из колеи на Bogger(е) выбраться не сложно, нужно только приловчиться. Выход из колеи представляет собой следующее действие: на выходе из колеи, когда вы чувствуете, что машина должна вот-вот выпрыгнуть передними колесами, нужно вовремя сбросить газ. Получается, что машина должна выскочить накатом, используя собственную инертность. Если вы будете продолжать давить на газ, вы либо соскользнете обратно в колею, либо вас вообще может резко развернуть поперек колей. Имейте ввиду, что если вас швырнет поперек колеи, подобная реакция может сопровождаться серьезным ударом по рулю. Достаточно часто (особенно если у автомобиля нет гидроусилителя и рулевого демпфера) подобные удары судьбы (рулем по рукам) заканчиваются вывихами или переломами. Что касается движения через бревна. Если на вашем пути встретилось лежащее дерево, постарайтесь заранее выставить машину таким образом, чтобы машина была четко перпендикулярна препятствию. Под углом, Bogger напрочь отказывается перелезать через бревна, а если они еще и мокрые – эта процедура не возможна в принципе. Варианта два, либо подцепиться лебедкой и слегка подтянуть автомобиль либо постараться выставить автомобиль перпендикулярно стволу. Не будем забывать и о том, что тактика преодоления бревен также должна быть максимально аккуратной. Она чем-то напоминает выше описанную тактику выползания из колеи. Бревно берется накатом и в мертвой точке, когда автомобиль замирает на вершине, можно «подтолкнуть» его педалью газа. Не забываем и том, что педалью газа нужно работать максимально аккуратно, в противном случае можно травмировать как ваш автомобиль, так и самого себя.
Движение на мягких грунтах. Здесь есть две тактики движения на Bogger(е). Если вы выкатились на мягкий грунт, избегайте пробуксовки колес. На мягком грунте Bogger зарывается мгновенно. В ковровых болотах, заливных лугах, торфянике, на Bogger(е) можно двигаться только в натяг и на низком давлении (около 0.3-0.4 Атм.). Если перед вами стоит задача пролететь какой-то отрезок пути через болотину или заливной луг, здесь вы можете оторваться по полной. «Тапка в пол» и пока у вас есть инерция движения, Bogger будет отчаянно тащить вас вперед. Пока вы двигаетесь сбрасывать газ не желательно. Дело в том, что если вы на Bogger(е) хоть как-то движетесь, это не значит, что когда вы остановитесь, сможете потом стронуться с места. У нас такой практики хоть отбавляй. Фактически лежа на мостах, мы ухитрялись пролететь приличные расстояния по заболоченным местностям. Любая остановка, тут же влекла за собой работу с лебедкой! Кстати, подобную манеру вождения, я подглядел у спортсменов Трофистов. На ходу (как только машина начинала терять ход), они срывали колеса в пробуксовку, тем самым, очищая протекторы колес. Помню, был у нас такой случай, когда мы копошились в ручье, рядом с контрольной точкой. Верхний слой почвы представлял собой ил, а под ним, на глубине 30-40 сантиметров был твердый слой глины. Мы долго ковырялись и пытались выбраться из засады, на забитом илом протекторе. Когда поняли, что под нами твердая почва, дали по газам, протекторы колес очистились, и машина вышла из болотины самостоятельно без помощи лебедки.
Эксплуатация покрышек Interco Super Swamper Bogger с шинным герметиком.
Как я уже говорил выше, для сборки комплекта колес был использован шинный герметик от немецкой компании REMA-Tip-Top. В нашем понимании, покрышка приклеенная шинным герметиком, должна была лучше держаться на диске и не проворачиваться низких давлениях. Но, самая главная надежда, которую мы возлагали на герметик, он должен был хотя бы немного, но уменьшить вероятность разбортировки колеса. На низких давлениях разбортироваться достаточно просто. Я не спорю, что можно использовать несколько компрессоров и при помощи них относительно быстро менять давление в зависимости от ситуаций. Но, как показала практика, точно предугадать что тебя ждет впереди практически не реально. В нашей практике встречались случаи (и достаточно часто), когда после проливных дождей на одной стороне поля все нормально, а на другой образовалась настоящая болотина. И в таких ситуациях, иногда просто нет возможности остановиться и сдуть колеса до нужного давления.
И так, как я говорил выше, рабочее давление в колесах нашего боевого автомобиля составляет 0.6 атм. – перед и 0.4 атм. – зад. Рабочим давлением, я подразумеваю с которым мы выезжаем на страт соревнований и на котором проезжаем большую часть трассы. Т.к. передние колеса испытывают большие боковые нагрузки (выворачивание руля и т.п.), в них было приято оставить 0.6 Атм. У задка боковых нагрузок поменьше, соответственно и давление можно сделать пониже – 0.4 атм.. Из практики одних моих боевых друзей, использующих точно такой же типоразмер Bogger(а), до 0.4 атмосфер, они сдуваются в крайних случаях. Лично я был свидетелем, когда мы «разувались» практически на ровном месте при давлении в 0.4 «очка». Естественно у меня небыло никакого желания повторять героические подвиги друзей и тратить время на бортировку колес по пояс в грязи. Герметик – вся надежда на него!Да, и совсем забыл добавить, что все выше описанные факторы усугубляются, когда в машине используются принудительные межколесные блокировки! С включенной блокировкой, два колеса на одной оси вращаются всегда с одинаковой скоростью! Соответственно, если вы вывернули руль влево, правое колесо будет вынуждено волочиться по земле без ускорения. Отсюда всплывает еще одна часто встречающаяся причина «разувания» колес.
По настоящему проверить качества шинного герметика нам удалось на одном из соревнований, которое проходило в Бородино. Трасса соревнований представляла собой квадрат в несколько десятков километров. Некоторые связки контрольных точек сообщались между собой только по дорогам общего пользования. И так, перед нами вырисовывалась следующая картина. По трассе соревнований у нас были большие перегоны от точки к точке по заболоченным полям и предполагались большие перегоны по асфальту. Мы решили попробовать осуществить задуманное на давлении колес описанном выше. Скажу честно, по началу было страшно. Двигаясь по глубоким колеям, мне все время казалось, что вот именно сейчас наш Bogger должен обязательно слететь, но этого не происходило. Через какое-то время, я вообще забыл, что такая проблема может возникнуть и ушел с головой в штурманскую работу. Семь часов мы летали по заболоченным полям и по полевым дорогам. На асфальте, мой пилот ухитрялся на низком давлении разгоняться под сотню километров. Да, безусловно, это было рискованно, но иногда без обоснованного риска никак нельзя. Именно на том соревновании мы по-настоящему поняли, что такое Bogger! В подавляющем большинстве, всю трассу мы прошли ходом. Под конец зачетного времени, у меня начинало складываться впечатление, что там, где смогли проехать квадроциклы, сможем пройти и мы. В принципе в отдельных случаях так и получалось.
За час до окончания зачетного времени мы летели по проселочным дорогам в сторону финиша. Нам предстояло пройти около 20 км из которых половина дороги проходила по заболоченным полям, а половина по асфальту. К тому моменту все проселочные дороги были уже окончательно разбиты участниками и представляли собой колеи глубиной до полуметра! В одну подобную колею, мы слетели на скорости 60 км/ч. Сильный удар правой стороной, машину круто швырнуло, пилот дал по газам и мы из колеи вылетели ходом. Через двести метров, автомобиль стал не управляемым и в одной глубокой луже с колеей мы все-таки застряли. До окончания зачетного времени оставалось около 40 минут. Выпрыгнули из машины. Визуальный осмотр автомобиля и причины оснановки показал, что мы все-таки разулись! Слетела покрышка с заднего правого колеса. В принципе, это было не удивительно. После такого удара могло оторваться колесо вместе со ступицей.
Да, и совсем забыл добавить, что все выше описанные факторы усугубляются, когда в машине используются принудительные межколесные блокировки! С включенной блокировкой, два колеса на одной оси вращаются всегда с одинаковой скоростью! Соответственно, если вы вывернули руль влево, правое колесо будет вынуждено волочиться по земле без ускорения. Отсюда всплывает еще одна часто встречающаяся причина «разувания» колес.
По настоящему проверить качества шинного герметика нам удалось на одном из соревнований, которое проходило в Бородино. Трасса соревнований представляла собой квадрат в несколько десятков километров. Некоторые связки контрольных точек сообщались между собой только по дорогам общего пользования. И так, перед нами вырисовывалась следующая картина. По трассе соревнований у нас были большие перегоны от точки к точке по заболоченным полям и предполагались большие перегоны по асфальту. Мы решили попробовать осуществить задуманное на давлении колес описанном выше. Скажу честно, по началу было страшно. Двигаясь по глубоким колеям, мне все время казалось, что вот именно сейчас наш Bogger должен обязательно слететь, но этого не происходило. Через какое-то время, я вообще забыл, что такая проблема может возникнуть и ушел с головой в штурманскую работу. Семь часов мы летали по заболоченным полям и по полевым дорогам. На асфальте, мой пилот ухитрялся на низком давлении разгоняться под сотню километров. Да, безусловно, это было рискованно, но иногда без обоснованного риска никак нельзя. Именно на том соревновании мы по-настоящему поняли, что такое Bogger! В подавляющем большинстве, всю трассу мы прошли ходом. Под конец зачетного времени, у меня начинало складываться впечатление, что там, где смогли проехать квадроциклы, сможем пройти и мы. В принципе в отдельных случаях так и получалось.
За час до окончания зачетного времени мы летели по проселочным дорогам в сторону финиша. Нам предстояло пройти около 20 км из которых половина дороги проходила по заболоченным полям, а половина по асфальту. К тому моменту все проселочные дороги были уже окончательно разбиты участниками и представляли собой колеи глубиной до полуметра! В одну подобную колею, мы слетели на скорости 60 км/ч. Сильный удар правой стороной, машину круто швырнуло, пилот дал по газам и мы из колеи вылетели ходом. Через двести метров, автомобиль стал не управляемым и в одной глубокой луже с колеей мы все-таки застряли. До окончания зачетного времени оставалось около 40 минут. Выпрыгнули из машины. Визуальный осмотр автомобиля и причины оснановки показал, что мы все-таки разулись! Слетела покрышка с заднего правого колеса. В принципе, это было не удивительно. После такого удара могло оторваться колесо вместе со ступицей.
Пятиминутная пауза, замена колеса. Мы вылетаем из лужи и мчимся дальше к финишу. Выскочив на асфальт, мы решили на всяки случай подкачать колеса, т.к. нам предстоял быстрый и достаточно большой перегон. По закону подлости, компрессора вырулись сразу, высадив предохранители. Тратить на поиск предохранителей времени уже небыло, поэтому было принято рисковое решение лететь по асфальту на спущенных колесах. С лозунгом: «И целого мира мало»(с), мы с трудом умещались на двух полосной асфальтовой дороге, на спущенных колесах, со скоростью 100-110 км/ч. Нам повезло, на этом отрезке трассы небыло населенных пунктов с засадами ГИБДД(шников). На отрезке в 15 километров, виляя из полосы в полосу, мы ухитрялись еще обгонять мирно катившиеся пузотреки. Повторюсь еще раз - Bogger по асфальту не ездок! Но, как говорится: «Если нельзя, но очень хочется – то можно»(с). По прибытию в лагерь, когда мы переобували наш боевой автомобиль на шоссейную резину, выяснилось, что переднее правое колесо было тоже спущено в нули.
На первый взгляд, все было нормально. По всей видимости, в момент удара, покрышка все-таки оторвалась от диска и часть воздуха вышла. Но, не смотря на это, порадовал тот факт, что оторвавшись от диска, покрышка встала обратно на свое место без особых последствий.
Восстановить колеса в боевое состояние не составило особого труда. Банка все того же шинного герметика, кисточка, тряпка с бензином, компрессор и немного воздуха давлением в три атмосферы.
Итог.
В принципе, на этом можно подытожить. Петь дифирамбы покрышкам Interco Super Swamper Bogger можно бесконечно, то и дело, вспоминая интересные моменты из внедорожной жизни. Bogger – это по настоящему уникальная внедорожная резина, которая требует некоторого опыта вождения внедорожника. Bogger – может быть другом и убийцей вашего автомобиля! Учитывая этот факт, вы должны подходить к приобретению этих покрышек с пониманием дела. Я шел к этому выбору три года!
Interco Super Swamper TSL Bogger – идеально подойдет для: спорта, экстремального отдыха, охоты и рыбалки, сложных экспедиций, профессиональной работы (газовики, нефтяники), там где требуется уверенно ехать на автомобиле в условиях тяжелого бездорожья.
Покрышки Interco Super Swamper TSL Bogger представлены на рынке в достаточно большом количестве типоразмеров. Максимальный внешний диаметр, который выпустила компания Interco для покрышек TSL Bogger, составляет 44 Дюйма (грубо умножаем на 2.5 см и получаем 110 мм)!
p.s. В последние годы во внедорожном сообществе идут ожесточенные споры на предмет целесообразности приобретения Bogger(а) в сравнении с недорогими сельскохозяйственными шинами.
Для тех, кто еще сомневается возможностях Bogger(а) или находится в стадии выбора между мало бюджетной сельскохозяйственной шиной и «дорогим» Bogger(ом). Скажу просто: единственный момент, в котором Bogger может уступить СХ шине – это поля с суглинком, пашни и в отдельных случаях чернозем, там, для чего эта СХ шина была сделана. Во всех других случаях – ковровые болта, глубокие колеи, глина, глиняные подъемы, камни – здесь конкурентов Bogger(у) нет. Вы можете со мной не согласиться, но я не видел на своей практике еще ни одного автомобиля обутого в СХ шины, который бы смог составить серьезной конкуренции на ковровых болотах, автомобилям, обутым в Bogger. Interco Super Swamper TSL Bogger по праву носит громкое имя «Болотника»! И если меня спросят: «Какая внедорожная резина может быть лучше Bogger(а)?» (с). Ответ на это, я получил еще несколько лет назад: «Лучше Bogger(а), может быть только новый, порезанный Bogger и большего размера» (с) и от себя добавлю к этой фразе: «Bogger, помазанный шинным герметиком».
В конце, хотелось бы поблагодарить официального дилера продукции Interco Tire Corporation, компанию «Лайерт», за помощь в подборе, быстрой доставке комплекта нашей внедорожной резины. А так же за консультации и помощь в подборе материалов для создания этого обзора.
Автор: Всеволод Фомин «Молодчик», команда «Формула4х4».
Комментариев нет:
Отправить комментарий