среда, 10 февраля 2010 г.

Первая проталина 2009

 
«Город и дороги не могут создать атмосферу соревнований и обеспечить безопасность, соревнования наподобие "Формулы 1" предоставляют все условия для состязаний, но только для избранных, но так хочется почувствовать себя на треке на своем любимом автомобиле...Именно поэтому СТК "АЗИМУТ" из года в год организует любительские кольцевые гонки! Соревнования проводятся на специально подготовленной трассе только на неподготовленных автомобилях, то есть тех, на которых Вы ездите каждый день. Любой может показать на трассе свое мастерство и умение управлять машиной в критической ситуации.» (с)
 
Честно говоря, я ждал «Первой Проталины» целый год и дождался! Соревнования такого рода проводятся крайне редко. За весь год соревнования по Джип Спринтам можно пересчитать по пальцам. «Первая Проталина» - это одно из немногих настоящих соревнований по Джип Спринту, где вы можете по настоящему реализовать возможности своего внедорожника на высоких скоростях в тяжелом бездорожье. Именно так я себе и представляю понятие Джип Спринт - настоящее бездорожье (глубокие колеи, лужи, грязь, много грязи!), Спринт (высокие скорости и крутые повороты). Все эти условия из года в год, старательно готовят для участников клуб Азимут на своем кольцевом треке. В этом году «Первая Проталина» 2009 состоялась 11 Апреля. До вечера 10 Апреля я небыл уверен, что смогу появиться на этом соревновании. Проблема заключалась в том, что за 120 тыс. интенсивной эксплуатации боевого Оленя, рулевые наконечники подвески все-таки потеряли былую упругость и приказали долго жить. В мои планы входило заменить агрегаты подвески и приехать на Проталину в технически исправном состоянии. Но, к сожалению, человек взявшийся обеспечить меня требуемыми запчастями попросту меня продинамил. Пропускать такое мероприятие для меня было хуже смерти. По-сему я решил первый и последний раз отойти от правил и выкатиться на соревнования с техническими повреждениями. Чтобы хоть как-то снизить ударные нагрузки на кончившуюся рулевую, я решил отойти еще от одного правила и двигаться по трассе на стравленных колесах (чтобы помягче было). Слишком много но…. Придется двигаться на автомобиле, характеристики которого для меня были совершенно не предсказуемыми, но делать нечего.
Появился я в лагере «Первой Проталины», когда регистрация близилась к завершению. Внимательно изучив трек я понял, что трасса быстро превратиться в кашу, трамплинов не будет, следовательно, есть шанс, что при аккуратном вождении наконечники останутся на месте. Через пять минут я уже клеил очередные наклейки и бортовые номера на автомобиль. Чтобы максимально оттянуть свое появление на трассе, тем самым, избавив Оленя от полетов по твердым ледяным колеям, я принял предложение ОРГов участвовать в классе подготовленных («Дедов»). По регламенту, «Деды» стартовали после «Стандарта», следовательно, чем больше автомобилей прошло до моего старта, тем мягче становился трек. Что мне было и нужно. В «Дедах», по понятным причинам, я тоже предпочел стартовать последним…
 
За первые квалификационные круги, трасса Проталины превратилась из ледяной в кашеобразную. О динамичных стартах говорить не приходится, для всех участников было проблематично в принципе тронуться с места. Этот факт организаторы учли заранее и время отсечки старта фиксировалось ходом. Т.е. до линии старта у вас было около 50 метров, чтобы тронуться с места на скольком глиняном покрытии и пройти линию старта ходом. На мой взгляд, это была замечательная идея! Кто-то наверное скажет, что это не честно, что у кого-то более мощная машина и он линию старта пересечет с большей набранной скоростью. Могу вас уверить это не так. На мокром глиняном покрытии, с пробуксовкой колес тронуться практически нереально! В подобных условиях нужно точно работать педалью газа и ловить момент, когда колеса не уходят в пробуксовку. Именно в этот момент, как это не странно (или скорей не привычно), у автомобиля идет максимально быстрый разгон.
  
С первого квалификационного круга мы с Оленем вырвались в лидеры гонки. Понимая, что финал нам обеспечен, от последующих пробных заездов отказались. Конечно, очень хотелось улучшить результат, но машину нужно было беречь.
 
На вторых кругах все участники показывали все более лучшие результаты. Кому то, даже удалось обойти наше время. Лично меня это совершенно не пугало. Я понимал, что с каждым часом трек становится более сухим, следовательно, разгоны и торможения становятся более интенсивными. Если все поехали быстрей, значит и мы с Оленем сможем.
Немного отойду от темы. Все участники прошлой «Проталины» и нынешней вместе с Оргами, пришли к одному выводу: «Чем интересна «Первая Проталина»? Она интересна прежде всего своей непредсказуемостью! Никто не знает, как в это время года будет выглядеть трек. В прошлом году трек с каждым заездом становился более мокрым и скользким, следовательно, время прохождения трека участником с каждым заездом увеличивалось. В этот раз мы могли наблюдать другую картину. На вторых квалификационных кругах все участники серьезно сократили время прохождения трассы.
 
 Ближе к концу вторых квалификационных заездов ситуация на трассе изменилась до неузнаваемости. На внешних поворотах трека участников ожидали очень глубокие колеи заполненные жижей. На прямых скользкий суглинок подсох и уже можно было уверенно ехать и гораздо быстрей. Опять же, внутренние повороты трека, в которых большинство участников так и норовили вылететь с трассы подсохли и их уже можно было проходить уверенно ходом. Но эта оптимистичная сводка относилась только к большей части трассы. Последняя прямая таила в себе коварный сюрприз. На выходе из сложного поворота с глубокой колеей (в которой все-таки пару участников застряли) участникам открывалась радужная перспектива «жечь на все деньги». Вроде бы ничего особенного, но в лужах прятались достаточно глубокие колеи, попав в которые на большой скорости можно было потерять управление и вылететь с трассы. Слава богу обошлось. Все эти нюансы я и мой боевой товарищ Яшкин изучили, пройдя трассу пешком. Метр за метром, мы проверяли каждую яму, каждую лужу до финальных заездов. Вообще, мы были единственными участниками, которые так кропотливо изучали трассу, благо регламентом эти действия не возбранялись. В последствие, наши прогулки не прошли даром и мы были готовы к любым сюрпризам.
 

Финальные заезды.
Старт финальных заездов пришлось приостановить, т.к. при выезде с трека происходило интересное действие. Выезжая с трассы проталины, один из гостей мероприятия застрял на Хамере Х3. Застрял «Хамяк» надежно. Он просто висел на брюхе и беспомощно крутил своими гламурными колесами. На это хрелище сбежались все участники и зрители. Первым вызвался вытащить из засады Хамера Яшкин на своем боевом УАЗике. Пяти попыток дернуть «Хамяка» тросом не увенчались успехом. Было много грязи, УАЗик буксовал и его динамики и веса не хватало чтобы сдернуть тяжеловесного Американца.
 
Немного понаблюдав за джиперской забавой, я предложил пустить в ход не обычную стропу для буксировки авто, а динамическую, которая конкретно переназначена для подобных случаев. Коль пошла такая пьянка, от организаторов поступило предложение дернуть Хамера короткобазым Сузуки Витара. Со слов владельца Сузуки, он видел рекламный ролик, как такой же Витарка, такой же стропой дергал такого же Хамера. А почему бы и нет! Есть подопытный, который на уже на все согласен, есть Витара, есть стропа. Зрители сразу разделились на два лагеря. Одни говорили, что Витара натянет стропу и перелетит Хамера в обратном направлении. Наш лагерь небыл на стролько пессимистичным, т.к. мы знали свойства этой чудо стропы не понаслышке. На второй рывок Витары, у Хамера рвется левый передний шрус и многотонный монстр вися на брюхе превратился уже в недопривода! На третий рывок, маленький, легкий Сузуки снимает Хамера с мостов и вытаскивает «Хамяка» на сушу! Что и следовало доказать. Динамическая стропа позволяет выдернуть из засады тело весом в несколько раз большим чем спасающий (а точней в три раза). Со словами: «Реклама не врет!», все вернулись к месту старта.
К финальным заездам допускались пять участников в каждой группе, показавших наименьшее время прохождения одного из двух квалификационных кругов. В отличие от квалификации, финальный заезд, включал в себя прохождение двух кругов. Вроде бы ничего особенного, но это только кажется. Если в квалификации участники настраивались на один круг, сил и нервов на него хватало. В финале одного желания победить было не достаточно. Здесь уже требовался серьезный запас нервов, сил и запас прочности автомобиля. На первый взгляд, что такого? Заезд длится каких-то 3-5 минут, но в это время, двигаясь на максимальных оборотах, по грязи, двигатель мгновенно разогревается до максимальных температур. При этом вся проводка автомобиля, радиатор, двигатель обильно обливаются жидкой взвесью из воды, песка и глины. Попав в лужу, вы вынуждены включать дворники, поливать стекло омывателем, при этом рулить и переключать передачи. Именно в эти моменты никто не застрахован от ошибок, которые могут привести к вылету с трассы или поломке автомобиля. Теперь все выше перечисленное мы умножаем на два и получаем финальный заезд!
 
Первыми стартовала группа «Стандарт». Ребятам досталось не по-детски. Если учесть, что в этой группе шли начинающие спортсмены, на штатных автомобилях и им вместе с автомобилями предстояло пройти все ужасы два раза, они достойны уважения. Из пяти участников без серьезных повреждений удалось вернуться трем. У Уазки вроде оторвался кардан или что-то произошло с раздаточной коробкой. Его пришлось эвакуировать с трассы. Шевро-Нивка, так хорошо прошедшая первый круг финала, на втором серьезно поубавила пыл. Из наших наблюдений с Яшкиным, мы сразу вычислили диагноз потери динамики Шевика - ОН КИПЕЛ! Кипел, но ехал! Так и получилось, как только Нивка пересекла линию финиша, команда Шевро-Нивы бросилась ее реанимировать, прям на финише. Не смотря на потерю тяги автомобиля, но тягу к победе, экипаж Шевро-Нивы все-таки попал в тройку призеров.
Вслед за «Стандартом» шли «Подготовленные» или как их еще называют «Деды».

Ждать, когда монстры (Деды) разрушат своими громадными колесами последние оазисы трассы без глубоких канав, мы с Оленем рванули вторыми. Нам повезло. Те места по которым мы с Яшкиным предполагали атаковать засадные повороты остались участниками не замеченными. На Мишлен XZL, мне не представлялось проблемой зарулить в нужные места и обходить коварные засады. Т.к. трек на прямых подсох, Олень без проблем резал узкой резиной остатки мокрого суглинка и разгонялся в разы быстрей, чем на квалификационном заезде. Проблем с прохождением поворотов уже небыло. К началу второго круга я окончательно расслабился и просто ехал, при этом о чем-то разговаривая со штурманом. В итоге в финальном заезде мы проехали трассу усреднено на 30 секунд быстрей, чем квалификацию. В результате мы показали лучшее время и обеспечили себе первое место.
 
По окончанию финальных заездов, Оргии не стали тянуть время и сразу приступили к награждению победителей. Все призеры «Первой Проталины» 2009 получили кубки, грамоты, медали, памятные призы с фирменной символикой клуба «Азимут» и денежные вознаграждения.

От Интернет ресурса «Формула4х4», экипажа «Молодчика» на бешенном Олене, хочу поблагодарить дружный коллектив клуба «Азимут» г. Электросталь за замечательное мероприятие, слаженную работу и дружескую, теплую атмосферу!
Автор: Всеволод Фомин «Молодчик», команда "Формула 4х4".

Комментариев нет:

Отправить комментарий