Ну вот и начался очередной внедорожный сезон осень 2009. Каждые выходные, во всех уголках нашей необъятной родины проходят серии внедорожных соревнований и покатух. Если взять Сибирский регион, количество мероприятий не велико. Что касается региона центральной России и Северо-запада, здесь в одни выходные может проходить одновременно до пяти мероприятий и более. Ваш покорный слуга, как человек, который окончательно заразился внедорожным вирусом, буквально разрывается на куски в выборе очередной «зарубы».
Проблема заключается в том, что все мероприятия по-своему интересны. У кого-то акцент соревнования сделан на трофийную часть, у кого-то на ориентирование. Но, в последнее время, к моему глубочайшему сожалению, никто не устраивает Джип-Спринтов. Спринты, это моя самая любимая дисциплина. Соответственно мой боевой автомобиль был подготовлен именно для спринтов. Учитывая тот факт, что спринты в нашей полосе проходят раз в пол года, а жажда адреналина у меня пробуждается еженедельно (по мере приближения выходных), я принял для себя решение постепенно перепрофилироваться под Трофи-Рейды. Буквально через неделю, на торпеде боевого Оленя появился малогабаритный ноутбук с двумя навигационными системами.
Манеру вождения менять не пришлось, т.к. по условиям соревнований, участникам не ставится жестких рамок по скорости движения на трассе. Но, как показала практика, одной скорости на трофийной трассе не достаточно. Бывает, что приходится сталкиваться и с болотистыми участками местности, а здесь удельное давление на грунт играет, пожалуй, главную роль. Таким образом, в багажнике боевого Оленя поселились бензопила, лопата, Хай-Джек, алюминиевые сандтреки и динамическая стропа. Этого «джентльменского набора» оказалось не достаточно. Проанализировав все достоинства и недостатки узкой раллийной резины Michelin 4X4 XZL (которая была лучшей по всем параметрам в Спринтах) в трофийных соревнованиях, я принял решение использовать резину пошире. Покопавшись в закромах родины, я откапал свой старый, проверенный комплект резины Hankook RT01, который меня покатал в свое время до Алтая и обратно. Со словами: «Ну вот, пришло и ваше время, ребята!», я принялся оттирать свои первые внедорожные покрышки от силиконового консерванта и пыли.
Ну что же, минимальный набор джипера и широкая резина есть, осталось решить вопрос с дисками. В отличие от Спринтов, для Трофи рейдов уже не требовалось серьезной курсовой устойчивости автомобиля на больших скоростях. Как показала практика, при движении по лесу (между деревьями) у меня возникла серьезная проблема с маневренностью. Боевой Олень на дисках с широким выносом имел чересчур большой радиус разворота. С длинной базой и широким радиусом поворота, маневрировать между деревьями оказалось крайне проблематично. Итог – постепенно бока Боевого Оленя, после почесываний об деревья, стали напоминать стиральную доску. Выход один – поиск колесных дисков с меньшим вылетом. К сожалению, параметры имеющихся в моих закромах дисков Крамз, меня уже не устраивали. В линейке колесных дисков Крамз, в 16ти дюймовом размере, вообще не было вылетов меньше -15. Теперь мне предстоял мучительный выбор аналогов Крамза с меньшим вылетом. Казалось бы, что может быть проще, купить малобюджетные штампованные металлические диски, которых на сегодняшний день на нашем рынке в избытке. Нет, и объясню почему. Во-первых, меня не устраивал их вес. Во-вторых, как показала практика, дешевые штамповки, в условиях тяжелого бездорожья постоянно деформируются. Штампованные диски, которые стояли на боевом Олене до последнего момента, сейчас мало чем отличаются от восьмерок. В-третьих, штамповки плохо балансируются, а при постоянной деформации дисков, их приходится балансировать достаточно часто. В-четвертых, по причине отсутствия на автомобиле силового обвеса (бамперов, порогов), я вынужден цеплять Хай-Ждек при помощи специальных зацепов за отверстия в диске. В случае со штампованными дисками, подобная процедура крайне проблематична. И напоследок, в связи с тем, что площадь отверстий у большинства малобюджетных штамповок невелика, после каждых покатушек, мыть их одно издевательство. Зачастую, прокатившись по глине, даже мойкой высокого давления сбить грязь с внутренней части диска эта серьезная проблема. Чтобы сбить грязь с внутренней части диска, нужно на протяжении получаса ползать под машиной с Керхером в зубах. Не знаю как у вас, но у меня по причине частой езды вне дорог общего пользования, эта одна из самых серьезных проблем.
Таким образом, я для себя обозначил требования к моим очередным дискам:
Типоразмер – 16 Дюймов, вылет не больше нуля.
Вес – как можно легче.
Жесткость – жестче чем штампованные диски, в идеале ковка, допускается литье.
Мойка – площадь отверстий или пространства между спицами должна позволять без проблем просовывать руку.
Крепление Хай-Джека – конструкция диска должна позволять надежную фиксацию зацепов Хай-Джека и по возможности, чтобы это можно было осуществить в нескольких вариантах. Как показала практика, когда автомобиль застрял и его нужно приподнять, положение диска в данный момент не всегда позволяет за него зацепиться. Особенно это проблематично сделать, когда колесо полностью погружено в воду или грязь. Все манипуляции с зацепным устройством Хай-Джека происходят в слепую и на ощупь.
Спустя неделю поиска в сети Интернет, мне удалось найти то, что мне было нужно. После всех отборочных туров, мой выбор пал на ранее не известные диски, под сухим названием Dick-LF114. Диски Dick-LF114 оказались одними из немногих, устроивших меня как по типоразмеру, так и по цене.
Теперь, мне предстоял поход в магазин, где я бы мог поближе познакомиться с этими незнакомцами. В магазине компании «Лайерт» мне сообщили о том, что диски Dick-LF114 являются одними из немногих, которое имеют достаточно большой ассортимент типоразмеров от 15 дюймов и выше, разной ширины, с разными вариантами вылетов. Для владельцев УАЗиков просто благодать! Для УАЗоводов, предлагались диски в 15ти и 16ти Дюймовом типоразмере. Хочешь на классический УАЗик (Козлика), хочешь на Патриота или Хантера…
Колесные диски Dick-LF114 – первое знакомство.
Покрутив в руках диск Dick-LF114, я был приятно удивлен его небольшим весом, притом, что этот диск оказался литым. К внешнему виду, качеству обработки и покраске, у меня претензий не возникло. Расстояние между спицами диска легко позволяли пропихнуть руку, что позволило бы мне без проблем мыть внутреннюю часть диска.
Для того чтобы окончательно принять решение в пользу Dick-LF114, я попросил продавцов достать с витрины спец. приспособление зацепа диска при помощи Хай-Джека. «Приспособа» замечательным образом цеплялась за спицы диска и упиралась в обод. Если честно, на тот момент меня смущало только одно. Все понимаю, диск Dick-LF114 как будь-то специально, был изготовлен для моих целей (офроуд). Но, внешний гламурный вид, намекал на то, что он должен стоять на «паркетниках» или городских джипах.
Что подумают мои боевые товарищи, увидев гламурные диски на боевом внедорожнике.
Пораскинув мозгами, я успокоил себя тем, что терпеть издевательства со стороны друзей мне придется не долго, ибо за пару соревнований весь гламур должен был слететь сам собой. Мне даже вспомнилась в тот момент одна Тверская «котлета» (внедорожный прототип), которая каталась на похожих дисках. Этот факт меня окончательно успокоил, и я принял окончательное решение - беру.
Шиномонтаж.
На шиномонтаже я появился через пару дней. Перед тем как собрать колеса, я попросил работника шиномонтажа прокрутить на балансировочном станке каждый диск без покрышки. В тот момент мне было очень интересно, посмотреть параллельность двух сторон диска и его родные показатели баланса. Из моего опыта помню, что эталонные показатели баланса и параллельности сторон диска в свое время показали кованые диски КРАМЗ. Ну, это понятно, их точат из прессованных болванок станком. Про штампованные диски я молчу, из четырех дисков два, были кривыми как моя жизнь. Теперь тот же тест предстоял литым и ранее не известным мне дискам Dick-LF114.
Крутанув диск без резины, на дисплее балансировочного станка появились более чем достойные показатели. 16ти дюймовый литой диск имел соотношение баланса сторон всего 5 грамм (внутренняя сторона) и 15 грамм (внешняя сторона)!
Подобные показали, вспомнились мне, когда я гонял на легковой машине и купил как-то кованые диски 14 дюймового размера. Теперь нам предстояло натянуть резину и посмотреть, что мы получи в итоге. Старенький Hankook RT01 с 30ти тысячным пробегом натянулся в лучшем виде.
Балансировка диска с колесом в сборе показала не менее интересный результат.
В сборе, БУ резина с зубастым протектором, на дисках Dick-LF114 в среднем показывала балансное соотношение сторон 35 грамм и 45 грамм. Безусловно, подобные результаты получились и благодаря резине, но не будем забывать о том, что форма посадочного места на диске тоже играет не последнюю роль.
Вот такой у меня получился в конечном результате комплектик.
Теперь мне предстоял самый волнительный момент, установка дисков на машину.
Еще одну приятную мелочь я обнаружил в коробке. К каждому диску Dick-LF114 в комплекте прилагался декоративный грязезащитный металлический колпак ступицы! Мелочь, а приятно!
В отличие от большинства литых дисков для внедорожников, этот колпак устанавливался во внутреннее отверстие (отверстие ступицы). Установив колпак в диск, я решил проверить, а сможет ли он закрыть собой хабы (включалку полного привода, переднего моста) или нет. Стандартный Тайотовский хаб легко накрылся колпаком. Однако, подумал я, но устанавливать колпаки на передние колеса я не стал, так как мне нужен был доступ к хабу, для включения полного привода. Для владельцев внедорожников, с непостоянным полным приводом, но с наличием автоматических хабов (Тайота 4Ранер и Ленд-Крузер, Нисан Патруль, УАЗ Патриот и Хантер), подобный колпак будет весьма кстати. А главное, он идет в комплекте с дисками и их не обязательно покупать отдельно. И что самое главное в этом вопросе, их проблематично потерять!
Посадочные отверстия позволяют использовать гайки размером 22 мм, но баллонный ключ в этом случае иногда немного закусывает. В шиномантаже, мне предложили купить и завернуть гайки размером на 19 мм. Если честно, меня задушила жаба отдавать по 60 рублей за штуку и я отказался.
Вот так стал выглядеть мой боевой Олень на гламурных дисках Dick-LF114.
Как я и думал, противоречивые мнение по поводу установки подобных дисков на боевой автомобиль возникли уже на площадке возле шиномонтажа. Когда мы обували Оленя в новую обувку, мимо проходил не известный мне человек. Он остановился, пару минут посмотрел на машину, а потом выдал: «Ребята, я все понимаю. Вижу, что машина прошла огни и воды. Но вот как вы можете ставить на нее такие дорогие диски?». Просто он, по всей видимости, не догадывался об их реальной стоимости…
Теперь мне оставалось только догадываться, что меня ожидало на следующий день. А на следующий день, мне предстояло появиться на соревнованиях…
В этот же день, вечером я решил выкатиться из дома, чтобы пообщаться со своими друзьями. Все, поголовно, отметили новую обувку Оленя и в шутку называли меня «Гламурным подонком». Опять же, всех интересовал вопрос, во сколько мне все это вышло. Я в свою очередь, не стал разбивать миф о том, что все красивое стоит больших денег, а просто технично увиливал от ответа. Даже подружки, которым в принципе было все равно до резины и технических характеристик автомобилей не остались в стороне и сразу же высказали свое веское слово. Выйдя из магазина, я обратил внимание на группу людей, которые стояли неподалеку от Оленя и тоже молча смотрели в его сторону. По всей видимости, их на тот момент одолевали те же мысли: « Гламур на боевом автомобиле».
На следующий день я поехал на соревнования. Проезжая по лагерю соревнований, я понял, что мы с Оленем без внимания не остались. Нас провожали взглядом до того момента, пока мы не пропадали из виду.
Одного из моих боевых товарищей, который увидел новые диски на Олене, чуть не задушила жаба. Просто он находится в постоянном поиске новых гламурных мулек для своего не боевого УАЗика. А тут бац, и такое! Мне повезло, посадочные отверстия у УАЗа и Тайоты разные, а то бы меня затерроризировали на предмет обмена. Типа, Сева, ну зачем они тебе такие, возьми мои диски, тебе все равно чего царапать и гнуть.
Итог.
Желаемого результата я добился. Еще на пяточке рядом с шиномонтажом, когда маневрировал на дисках с меньшим вылетом, я ощутил серьезную разницу. Машина стала более маневренной.
Вес дисков Dick-LF114 в сборе с покрышкой, оказался гораздо меньше, чем узкий Michelin 4X4 XZL на узких штампованных металлических дисках. В принципе, я не ощутил серьезной разницы по весу, когда поднял запаску, собранную на кованом диске КРАМЗ и колесо, собранное с той же резиной на диске Dick-LF114.
Балансировка колес не доставила никаких проблем.
Рассказав своему отцу о чудесах балансировки дисков в шиномонтаже, он прокомментировал картину следующим образом. Являясь инженером-технологом смежных производств, по металообработке и литью алюминия, он сразу сказал: «все факты говорят о том, что диски отливались по принципу литья под давлением». Именно такой вариант литья, позволяет добиться точных показателей баланса (равномерного веса) заготовки. Внешний вид и цена, горят о том, что дальнейшая обработка заготовки осуществлялась на станке с ЧПУ. Если бы обработка осуществлялась в ручную, диски бы стоили других денег (гораздо дороже).
В месте крепления дисков гайками, метал усадки не дал. Спустя некоторое время, я решил протянуть гайки, они были затянуты так же, как на момент, когда я их затягивал в первый раз.
На соревнованиях, когда я затонул на Олене в ковровом болоте, возможность фиксации зацепов Хай-Джека за диск вслепую сыграла положительную роль в спасении автомобиля.
Динамичная езда на спущенных колесах до давления 0.5 атмосферы, показала, что резина на диске держится хорошо.
В итоге, дисками Dick-LF114 я доволен. К их кричащему и богатому дизайну я, мои знакомые и друзья, жители моего города привыкли. Как не странно, но лакокрасочное покрытие, не смотря на удары судьбы, до сих пор держится.
Считаю, что данный вариант гламура вне дорог будет достойным вариантом большинству утилитарных дисков других производителей.
Автор: Всеволод Фомин "Молодчик", команда "Формула 4х4".
вторник, 16 февраля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий