вторник, 16 февраля 2010 г.

Что обуть на ноги?

Резина и диски.


Что обуть на ноги? То есть надеть на колеса во время долгого путешествия через половину территории России? Этот вопрос меня мучил не один месяц. Идея пройти расстояние более 9 тыс.км зная, что по пути тебя может поджидать все, что угодно, ставила собой почти невыполнимую задачу – найти достойный компромисс. Ведь в моем случае, резина должна была обладать следующими качествами:

Низкий уровень шума - это очень важно, в машине мне предстояло провести большее время своего путешествия;

Наличие хороших грунтозацепов – если посмотреть на карту России то многие места, через которые был проложен маршрут, представляли собой каменистые и болотистые местности. Следовательно, круг поиска сужался до резины класса М/Т;

Эластичность резинового состава так же важна - не хотелось бы превращать автомобиль в зубодробильный аппарат;

Стойкость к проколам и износу протектора. Волей - неволей требовалось перемещаться и по горам, и по местным грунтовым дорогам. Эти дорожки могли представлять собой все что угодно. При этом возможность пройдя половину пути обнаружить, что зубастая резина превратилась в обычные слики, не радовала. Как и перспектива остановиться где-нибудь в нескольких сотнях километров от ближайшего шиномонтажа с пробитыми баллонами . Такой горький опыт у меня уже был, и наступать на те же грабли во второй раз ой как не хотелось.

Экономичность (влияние на расход топлива) – тоже один из значимых факторов, особенно на расстоянии в 9 тыс. км;

Поведение резины на мокром и сухом асфальте – очень актуальный вопрос, ведь минимум 70 процентов расстояния должно было пройти по Федеральным дорогам;

Диаметр будущих колес – планировалось сделать колеса побольше и пошире (как говориться, больше колеса – меньше ям). Опять таки, увеличение дорожного просвета на пару сантиметров лишним не будет. Требуется хоть и побольше, однако без потери курсовой устойчивости автомобиля на прямой (где часто присутствуют колеи, ямы и т.п.) и в поворотах (без подламывания резины);
Стоимость – самый болезненный вопрос, бюджет поездки, простите за каламбур, не «резиновый».
Начитавшись тематической литературы, я принялся штурмовать необъятные просторы нашего Интернета. После сортировки приличного количества представленных Российском рынке «резиновых» брэндов (в основном - по ценовой планке и наличию на складе), выбор сузился до следующих моделей: BFGoodrich M/T, BFGoodrich А/Т, Hankook RT01, HANKOOK RT03, Cooper Radial STT.
Выбрав небольшое количество подходящей резины по соотношению цена - качество, я был вынужден провести голосование. В этом небольшом опросе принимали участие мои друзья, уже сталкивавшиеся с теми или иными моделями покрышек. После выбора оптимальных типоразмеров колес для моего пикапа и горячих дружеских «дебатов» остановились на двух моделях: BFGoodrich А/Т и, не удивляйтесь, HANKOOK RT03. Именно эти две покрышки устраивали меня полностью как по типоразмеру - 265х70хR16, так и по цене. Мой же последний и решающий голос был отдан в пользу более «зубастого» протектора HANKOOKа RT03.
Диски.
Одной проблемой стало меньше, но возникла другая. В штатном варианте моего Китайского Оленя стоит литье диаметром 15 дюймов. На увеличения диаметра колесных дисков я пошел намеренно. Если ставить резину большего диаметра на штатные диски, машина будет более валкой на поворотах, а этого хотелось меньше всего. Из представленных на нашем рынке колесных дисков я остановился на модели Анабар от компании КРАМЗ. Они оказались оптимальным вариантом для моего автомобиля. Во-первых, вылет диска близкий к заводским требованиям. Во-вторых, они кованные, а это повышенная прочность при меньшем весе. В-третьих, цена, она оказалась действительно доступной (дешевле, чем штатные Китайские 15-ти дюймовые диски у дилера).

Совет будущим покорителям: настоятельно рекомендую при подборе новых колесных дисков учитывать рекомендации производителя (в частности, вылет диска – ЕТ). Максимальный допустимый разброс от стандартов, заявленных производителем, составляет +/-1см. Негативный опыт использования нестандартных дисков у меня уже был. На Тойоте 4раннер "заводской" вылет обозначался "ЕТ -20", а я поставил диски с вылетом ЕТ 0. С одной стороны, машина стала более устойчивой в поворотах. С другой стороны, чувствительной к колее и уклонам дорожного покрытия. При торможении 4раннер четко "уходил" к обочине. По началу даже казалось, что не исправны тормоза, но после диагностики и длительных наблюдений все факты указали именно на не стандартные диски. Поверьте, практически при каждом интенсивном торможении ловить машину и выравнивать траекторию – не самое приятное занятие.

Впечатления от новых колес.
Когда все колеса были собраны, отбалансированы и установлены на моего Оленя, машина в буквальном смысле преобразилась. Пикап стал более агрессивным, приобрел внешность участника ралли - рейдов (эта схожесть не давала покоя заправщикам АЗС, на которых доводилось заправляться). Единственное, что слегка озадачило, так это действительные размеры новых покрышек. По сравнению с предыдущими колесами в размере 235/75/R15, новые «катки» показались просто громадными. Внутренний калькулятор начал пугать расчетами грядущего расхода топлива, с которым придется мириться ближайшие 10 тысяч километров. Морально подготовившись к пожиранию 15-ти - 20-ти литров на сотню, я был приятно удивлен, когда мой груженый (300 кг сверх снаряженной массы) пикап с аэробоксом THULE и запаской на крыше показал расход при 80 – 100 км/час - 11,5 литров, а при 100 – 130 км/час (и выше) - 13,5 литров.

Комфортность. В данной дисциплине HANKOOK RT03 оказался малошумящей и эластичной резиной. Ярко выраженного гула нет, причем его нет на любых скоростях! Все мелкие ямки, рельсы трамвайных путей легко демпфируются. По свежеуложенному гравию я спокойно двигался со скоростью 80 км/час, легковушки могли разогнаться на такой дороге максимум до 40-50 км/час.

Стойкость к проколам, на всем протяжении пути в 10 тыс. км не случилось ни одного прокола и серьезного пореза. Учитывая специфику грунтовых дорог Урала и Горного Алтая, резина позволяла двигаться с той скоростью, которую способен был развить сам автомобиль и мастерство водителя. Мне довелось погонять по Курайской степи, прыгать на кочках с отрывом всех колес, взбираться на ледник «Актру», двигаться по обочинам Чуйского тракта, преодолевать броды горных рек (с каменистым дном) – во всех случаях HANKOOK RT03 позволял рассчитывать на него полностью. Износ протектора за 10 тыс. км., с учетом 1000 км. горных грунтовых дорог и достаточно экстремальной манерой вождения составил всего 2мм.

Наличие хороших грунтозацепов, или внедорожные качества. Анализируя поведение резины HANKOOK RT03 против её прямых конкурентов - BFGoodrich M/T и BFGoodrich А/Т, стоявших на других автомобилях-участниках Фестиваля Алтай 2007, я сделал следующие умозаключения. HANKOOK RT03 – это золотая середина между Goodrich M/T и Goodrich А/Т. Замыливается грязью RT03 немногим больше, чем МUDовый Goodrich M/T, но существенно меньше, чем ATешный. Очищается и режет грунт хуже чем Goodrich M/T но в тоже время гораздо лучше чем Goodrich А/Т.
Поведение резины на мокром и сухом асфальте.
На расстоянии в 4,5 тысячи км мне довелось двигаться в колонне с автомобилями, обутыми в BFGoodrich А/Т. Явного превосходства BFGoodrich А/Т по сравнению с HANKOOK RT03 на асфальте совершенно не наблюдалось. Тормозные свойства Ханкука на мокром покрытии в сравнении сухим отличались незначительно. В дождливую погоду, двигаясь в колонне, RT03 позволял держать дистанцию от впереди идущего автомобиля 15-20 метров на скорости 70-90 км/час. На сухом асфальте и того меньше.
В общей сложности из 4,5 тыс. км., 1200 км. были пройдены с участием грозовых фронтов. В ливень HANKOOK RT03 позволял спокойно двигаться в скоростном режиме 80-100 км/час. Явных признаков аквапланирования не наблюдалось. При попадании колес в глубокие лужи RT03 позволял легко поправить траекторию автомобиля (уводов колес в сторону лужи так же не происходило).
На сухом асфальте HANKOOK RT03 позволяет комфортно идти со средней скоростью 100-110 км. Максималка, которую нам удалось развить с участием Оленя Китайского производства, составила 148 км/час (по GPS навигатору) – проблем с управлением и курсовой устойчивостью автомобиля в этот момент не ощущалось.
Итог.
Абсолютно не претендуя на лавры профессионального джипера или раллиста, к вопросу выбора колес я подошел с точки зрения обычного пользователя и надеюсь, что собранная мной информация на протяжении этого долгого путешествия поможет вам сформировать собственное мнение по поводу HANKOOK RT03. Меня резина устроила целиком и полностью, как сточки зрения обувки для моих «детских» покатушек (которые устраиваются для развлечения время от времени в соседнем лесу или песчаном карьере), и как резина на каждый день (для поездок на работу из области в Москву).
Отдельное спасибо я хотел бы выразить компании "Лайерт", за их профессиональную помощь в подборе комплекта колес и оперативном шиномонтаже.
Волею судьбы на «2-м Всероссийском Фестивале Алтай 2007» я познакомился с Евгением Павловым, президентом клуба «Лебедушка» г. Тверь. Евгений любезно согласился составить мне компанию на обратном пути из Горного Алтая в Москву и выступить вторым пилотом экипажа. По окончанию нашего путешествия, Евгений вкратце прокомментировал свое видение дорожно-внедорожных возможностей HANKOOK RT03 (за что ему большое спасибо).

Евгений Павлов Джип клуб «Лебедушка» г. Тверь.
Цитата:
«Несмотря на позиционирование этой модели как грязевой, ее можно считать интересным компромиссом между М/Т и А/Т».
Шумность – не шумит, вполне подходит для езды на больших скоростях.
Износостойкость – адекватна резине класса М/Т. Небольшая глубина протектора в данном случае минус, но смело можно говорить о ресурсе больше 50 тыс. км.
Движение «в натяг» - тяговые возможности на хорошем уровне.
Самоочищаемость – ближе к резине класса А/Т.
Выезд из колеи – удовлетворительно для класса М/Т.
Работа на низком давлении – испытание не проводилось.
«Отличная резина на каждый день, если время от времени приходится ездить по небольшой грязьке».

Автор: Сева Фомин "Молодчик", команда "Формула 4х4".

Комментариев нет:

Отправить комментарий